Что происходит
и что с этим делать
10 октября 2026, 08:44

Налог на вклады съедает прибыль. Куда переложить деньги на 1, 3 и 5 лет — советы финансистов

Налоговая рассылает уведомления по налогу на вклады за 2025 год. До 1 декабря россиянам нужно заплатить больше 600 млрд рублей. Кому много начислили, задумались: можно ли получать такой же доход, но не платить НДФЛ с процентов? Ответ: да, но только если вы не торопитесь тратить накопления.
Налог на вклады съедает прибыль. Куда переложить деньги на 1, 3 и 5 лет — советы финансистов

© Коллаж: «Теперь вы знаете», создано при помощи нейросети

Как считают налог на вклады

Налоговая шлет россиянам письма с расчетами за 2025 год с конца сентября. Последние уведомления придут до 10 октября.

Платить нужно 13% от суммы процентов, которая превышает установленный лимит. Если ваши доходы за год больше 5 млн рублей, ставка вырастет до 15%.

Естественно, налог платится не со всей суммы вклада, а с процентного дохода, который превышает необлагаемый лимит. Лимит считается так: 1 млн рублей × максимальная ключевая ставка ЦБ за год.

Сергей Погудин
преподаватель учебного центра «Финам»

В 2025 году максимальная ставка ЦБ составила 21%. Значит, необлагаемый порог зафиксировался на отметке 210 тысяч рублей. Если депозиты принесли больше, с «превышения» придется отдать 13 или 15%.

Необлагаемый минимум рассчитывается ежегодно и действует на совокупные проценты во всех банках, поэтому разделение вкладов между банками налог не уменьшает.

Владимир Чернов
аналитик Freedom Global
632 млрд рублей

— столько бюджет планирует получить в качестве налога на доход со вкладов в 2026 году. В 2027 году эта сумма должна вырасти до 1 трлн рублей.

Почему сумма сборов увеличится, если ставки по вкладам снижаются? В 2026 году максимальная ключевая ставка была 16%, поэтому необлагаемый доход составит 160 тысяч рублей — на 50 000 рублей меньше. Из-за этой разницы через год люди заплатят больше налога при тех же накоплениях.

Так куда переложить деньги, чтобы законно избежать налога?

Куда можно переложить деньги на 1 год

Часть накоплений можно распределить между облигациями и фондами денежного рынка. Это самые близкие к вкладу инструменты по соотношению риска и доходности.

Облигации — это долговые расписки государства или бизнеса. Вы одалживаете им деньги, а взамен получаете регулярные выплаты (купоны). Такие бумаги позволяют зафиксировать доходность на несколько лет вперед. В отличие от вкладов, их можно продать в любое время без потери накопленного дохода.

Фонды денежного рынка — это как общая копилка. Инвесторы покупают доли в фонде — паи. Эти паи растут в цене каждый рабочий день. Доходность таких фондов почти в точности повторяет ключевую ставку Центробанка. Откуда берется прибыль и насколько это надежно, рассказывали в статье про фонды денежного рынка.

ФАКТ
Чтобы покупать и продавать облигации и фонды денежного рынка, нужен брокерский счет. Его можно открыть в приложениях большинства крупных банков.

Допустим, у вас есть 3 млн рублей. Около 1 млн рублей можно оставить на вкладе как банковский резерв. Оставшиеся 2 млн рублей Владимир Чернов предлагает распределить так:

  • 1,2 млн рублей — направить в ОФЗ, то есть государственные облигации. Они самые надежные. Их доходность сейчас около 15–16%.
  • 400 тысяч рублей — вложить в корпоративные облигации нескольких компаний с высоким кредитным рейтингом (не ниже AA−). Доходность — 16–17%;
  • 400 тысяч рублей — перевести в фонд денежного рынка.

Срок погашения облигаций лучше подобрать прямо к той дате, когда вам понадобятся деньги. Так вы не будете зависеть от их рыночной цены на бирже, советует Владимир Чернов.

ВАЖНО
Облигации и фонды не избавят вас от налогов. Платить НДФЛ придется и с купонов, и с прибыли от продажи паев. Системы страхования вкладов здесь тоже нет.

Смысл такого перекладывания — в потенциально более высокой доходности. Если ключевая ставка будет снижаться, то на горизонте 1 года облигации могут принести больше денег, чем обычный депозит. Даже с учетом налогов.

Например, дополнительные 2% доходности на сумму 2 млн рублей дадут вам чуть менее 35 тысячи рублей за год, подсчитал Владимир Чернов.

Однако гарантированного преимущества здесь нет. И в целом для горизонта в 1 год сохранность денег важнее небольшой прибавки к доходности, подчеркивает эксперт.

Зато с более длинными горизонтами накоплений возможностей больше.

Куда можно переложить деньги на 3 года

Если вы готовы не трогать капитал на брокерском счете 3 года и 1 день, государство даст вам льготу на долгосрочное владение (ЛДВ). Она освободит от налога прибыль от продажи ценных бумаг.

Разберем на примере фондов денежного рынка. Допустим, вы купили паи фонда, и за один год они выросли в цене на 100 000. Вы их продаете и платите НДФЛ 13 или 15%. Два года — то же самое, только прибыль и платеж ФНС будут примерно выше. Но если вы продадите те же самые фонды через три года, налоговая с вас уже ничего не возьмет.

3 млн рублей

— от такой суммы прибыли за каждый год владения бумагой государство освобождает от налогов

То же самое с облигациями, акциями и другими ценными бумагами. Но считается только прибыль от перепродажи, то есть с разницы между ценой покупки и продажи актива. Купоны по облигациям и дивиденды по акциям приходят на счет уже после вычета налога — ЛДВ тут не поможет.

Но есть хитрость: можно покупать облигации не напрямую, а через фонды.

Фонды облигаций (БПИФ) — это готовые наборы ценных бумаг от профессиональных управляющих. Вам не нужно самостоятельно выбирать компании и следить за датами погашения. Но главное: поступающие купоны внутри такого фонда не облагаются НДФЛ. Налог берут только при продаже паев — а в нашем случае ЛДВ от него избавит.

© «Теперь вы знаете» / создано при помощи нейросети

Для горизонта в несколько лет свободные 2 млн рублей Владимир Чернов предлагает распределить так:

  • 1 млн рублей направить в биржевые паевые инвестиционные фонды (БПИФ) коротких и среднесрочных ОФЗ;
  • 600 тысяч рублей — в фонд качественных корпоративных облигаций;
  • 400 тысяч рублей — в фонд денежного рынка.

Если вы спокойно переносите колебания цен на бирже, портфель можно собрать агрессивнее.

Долю до 50% уместно отвести под фонды акций и длинные ОФЗ. Оставшуюся половину — разместить в облигационный фонд с умеренным риском и добавить до 10% золота.

Сергей Рогозин
руководитель по развитию инвестиционных и специальных продуктов «Альфа Капитал»

Куда можно переложить деньги на 5 лет

Если вы готовы не трогать часть капитала 5 лет, есть смысл припарковать ее на индивидуальном инвестиционном счете (ИИС). Это как обычный брокерский счет, но с налоговыми льготами. Их две:

  • Не нужно платить налог с прибыли на прирост капитала. В отличие от ЛДВ, здесь неважно, сколько времени прошло с момента покупки или продажи. Замораживать деньги в одной бумаге на 3 года не нужно.
  • Можно получить налоговый вычет до 400 000 рублей в год. Если платите НДФЛ по ставке 13%, то это прибавка до 52 000 рублей в год. Если ставка выше, можно вернуть до 88 000 рублей налогов.

Условие одно: не выводить деньги и не закрывать счет 5 лет (для счетов, открытых в 2026 году. Дальше срок будет расти каждый год, пока не достигнет 10 лет). Если нарушить это условие, налоговые вычеты придется вернуть с пенями.

Подробнее нюансы ИИС расписали в этой статье.

Для счетов, которые инвесторы открывают в 2026 году, минимальный срок составляет ровно пять лет, поясняет Сергей Погудин. В дальнейшем этот срок будет постепенно расти до 10 лет. На ИИС-3 можно переложить те же консервативные инструменты: фонды и облигации.

Пополнять счет можно на любую сумму без ограничений, но вычет считается только с 400 тысяч. Если вы внесете сразу 2 млн рублей, вычет со всей суммы получить не выйдет. Для нового возврата денег в следующем году потребуется снова пополнить счет.

Владимир Чернов

Покупка облигаций на такой счет с удержанием до самого закрытия — эффективный способ совместить хорошую доходность и налоговую льготу, считает Сергей Погудин.

Куда можно переложить деньги на 15 лет

На такую перспективу рассчитана программа долгосрочных сбережений (ПДС).

ПДС во многом похожа на индивидуальный инвестиционный счет по налоговым льготам. Главная особенность программы — государственное софинансирование. Вы можете дополнительно получать до 36 тысяч рублей в год на протяжении 10 лет. Итоговый размер доплаты зависит от вашего официального дохода и суммы пополнений.

Сергей Погудин

Забрать все деньги без потери льгот получится через 15 лет участия в программе. Есть и другой вариант — дождаться возраста 55 лет для женщин или 60 лет для мужчин.

Досрочно забрать сбережения тоже можно. Но тогда придется вернуть в бюджет все полученные вычеты, а с заработанного дохода спишут стандартный налог.

Плюс программы — надежность. В отличие от инвестиций на бирже, государство страхует взносы и инвестиционный доход в ПДС на сумму до 2,8 млн рублей.

Однако есть как минимум три сценария, когда участвовать в ПДС не имеет смысла. Раскрыли их в этой статье.

Кратко: что советуют эксперты

  • Не забирать все из банка. Логичнее оставить на вкладах сумму, которая приносит необлагаемый доход (обычно около 1 млн рублей, но зависит от ставок).
  • На 1 год: можно переложить излишки в фонды денежного рынка и короткие облигации. Это может дать небольшую прибавку к доходности.
  • На 3 года: есть смысл рассмотреть фонды облигаций (БПИФ) на обычный брокерский счет. Государство даст льготу за долгосрочное владение и освободит прибыль от налогов.
  • На 5 лет: в дело включается ИИС. Можно получать до 52 тысяч рублей вычета каждый год, а при закрытии счета забрать всю прибыль без уплаты НДФЛ.
  • На 15 лет: ПДС. Взносы и доход застрахует государство, прибыль освободят от налогов, а бюджет добавит сверху до 36 тысяч рублей в год.

Этот материал носит исключительно ознакомительный характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Помните, что инвестиции связаны с риском потери капитала, а доходность в прошлом не гарантирует доходности в будущем.